Алмас-Экспо
+7 (495)
665-05-07 970-07-71

 
Великобритания
Германия
Италия
Кипр
Китай
Мальта
Турция
Франция
Филиппины
Кулинарные курсы
Полезная информация
 

 

 
 
 
 
 

Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

1. Зачем учить язык за рубежом?
В наше время никого уже не надо убеждать, что для успешной карьеры и интересной работы необходимо владеть иностранным языком, а еще лучше – двумя. Во всяком случае, без английского – языка международного общения – обойтись уж точно нельзя. Не секрет и то, что осваивать иностранный язык лучше в детском возрасте. Но как это сделать наиболее эффективно, знают не все.
Мы решили помочь тем родителям, которые подумывают отправить ребенка во время летних каникул в зарубежную языковую школу, но испытывают сомнения. В первую очередь, мы рассмотрим возможности изучать английский «неподалеку» — в Великобритании, Ирландии и на Мальте. Дадим «наводку» и для тех, кого интересует изучение немецкого и французского за рубежом. Но главным образом, постараемся дать полезные практические советы родителям, которые помогут им организовать поездку детей так, чтобы она прошла с пользой и без проблем.
Зарубежный вояж «за языком», даже короткий, — дело не самое дешевое. А нужен ли он вообще? Спору нет, выучить иностранный язык до определенного предела можно и в России — на курсах, по учебникам и самоучителям. Но это не самый эффективный образ действий. Каким бы хорошим ни оказался преподаватель, каким бы интенсивным ни был курс, находясь в неязыковой среде, ваш ребенок будет заниматься иностранным языком всего часа три в день, а остальное время достанется языку родному.
Если же взять, к примеру, англоязычную страну, там ситуация будет обратной. Возможно, ваш сын или дочь перекинется парой слов на русском с соотечественником, но зато все остальное время будет использовать только английскую речь – говорить, слышать, читать. Никакие диалоги в классе не в состоянии заменить естественного общения – на экскурсии, в кино, в кафе, на дискотеке. Даже короткое (две – три недели) пребывание в стране изучаемого языка даст в плане развития навыков разговорной речи намного больше, чем месяцы упорных занятий дома. Прежде всего, ребенок улучшит свою способность воспринимать английскую речь на слух. С ним будут говорить быстро, порой с акцентом – ему придется понимать этих людей, и он научится их понимать. Кроме того, дети за рубежом быстро расширяют свой словарный запас. Дорожные знаки, вывески, меню – все эти, казалось бы, совершенно второстепенные детали пейзажа обогатят его набор лексики. Чисто подсознательно он будет запоминать написание разных слов, на которые наткнется его взгляд, а значит, ему «грозит» английская грамотность.
Одним словом, отвечая на вопрос: «Отправлять ребенка учить язык за рубеж или не отправлять?» — принимаем однозначное решение: «Отправлять».
Но есть вопросы, на которые ответить не так просто. В каком возрасте ребенок готов к такому варианту? Какую страну выбрать? Какую школу? Как подготовить его к этому шагу? Не обернется ли поездка стрессом вместо пользы? Будет ли ребенок в безопасности? Пожалуй, найдется еще сотня практических моментов, которые не могут не волновать нормальных родителей. Цель тех советов, которые вы найдете на последующих страницах нашего сайта – максимально подробно ответить вам на все вопросы, связанные с языковой поездкой детей за рубеж. Помните: в зарубежных языковых школах обязательно найдется такая программа, которая как нельзя лучше подойдет именно вашему ребенку. Надо только грамотно подойти к ее выбору. И в этом вы можете положиться на нашу помощь.

2. Что такое «сетевые» школы?
Знакомясь со школами, вы услышите, как некоторые из них называют «сетевыми». На них стоит обратить внимание. «Сети» представляют собой международные корпорации, имеют свои филиалы в нескольких странах. К их числу относятся EС (European centre), International House, Aspect, Inlingua. Такие школы одновременно могут принять до 400 человек, открыты они, как правило, круглый год. Студенты «сетевых» школ имеют возможность менять страны и города без ущерба для учебного процесса, поскольку в таких центрах действуют одни и те же программы. Скорее всего, это вариант для ребят постарше, которые едут за границу не в первый раз.

3. В чем преимущества большой школы?
Чем больше школа, тем больше свобода маневра. Одновременно занимается много групп, и можно без особых проблем сменить одну на другую. В крупных школах, как правило, выделяют больше уровней владения языком, а значит, у ребенка повышаются шансы попасть в нужную группу, соответствующую его знаниям. В крупных школах чаще бывает самое современное оснащение, более разнообразные учебные материалы, большее число «остепененных» преподавателей. С ними сотрудничает большее количество принимающих семей поэтому, если вдруг у ребенка возникнет конфликт со своей host family, решить его будет легче. Их штат многочисленнее: так, если маленькая школа организует экскурсии через туристическое агентство, то в крупной для этого есть специальные сотрудники.

4. В чем преимущества маленькой школы?
Однако и обучение в маленьком языковом центре имеет свои преимущества. Как правило, такие школы стремятся обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Здесь занятия проходят в совсем небольших группах, директор знает всех учеников по имени, а, может быть, даже и лично ведет уроки. Дети находятся под постоянным присмотром, пользуются повышенным вниманием и чувствуют себя как дома.

5. Что такое международные лагеря?
Оптимальный вариант для тех, кто, выбирая между отдыхом и учебой, основной акцент делает все-таки на «отдых», — международные языковые лагеря. Их, как правило, организуют на базе университетов и школ, которые на лето распускают собственных учеников и могут принимать в своих стенах «заморских гостей», поэтому лагерь вполне может находиться в черте города.
Этот вариант подойдет тем родителям, которые хотят ограничить свободу передвижения ребенка. В хорошем лагере за детьми 24 часа в сутки следит «бдительное око», и выходить самостоятельно за пределы территории они не имеют права. В программу входят не только уроки английского (обычно их 20 в неделю, как и в языковых центрах), но и весьма обширная культурная программа: экскурсии, спортивные игры и прочие мирные забавы (барбекю, дискотеки и так далее).
Если у ребенка есть ярко выраженное увлечение, есть возможность подобрать для него «профильный» лагерь, например, «компьютерный» или «футбольный». Как и языковые школы, лагеря бывают не только разного профиля, но и разного «калибра»: крупные, международные в полном смысле этого слова, принимающие несколько сотен студентов со всех концов света, и маленькие, «семейные», в которых число отдыхающих не превышает полсотни. Естественно, уровень комфорта тоже будет разным. Если лагерь организован при университете, то жить детям скорее всего предстоит в университетском кампусе в комнатах на одного - двух, максимум четырех человек. Если лагерь расположен на лоне природы, то вполне возможен вариант проживания в общежитии в комнатах на 10 человек и удобствами на этаже.

6. В чем особенность языковых курсов при университетах?
Занятия английским предлагают чуть не все вузы англоязычной Европы. Правда, такие курсы предназначены главным образом для взрослых и подростков с 16 лет. «Вотчина» вузов — такие программы как общий английский, английский для академических целей, подготовительные курсы для сдачи экзаменов IELTS, TOEFL (многие университетские центры являются официальными центрами проведения этих экзаменов) и самые различные варианты программ английского для специальных целей, которые совместно разрабатывают языковые преподаватели и представители соответствующих факультетов.
Несомненный плюс обучения в вузе — возможность пользоваться всеми благами «университетской цивилизации»: ходить в библиотеки, компьютерные классы и т.д. Считается, что преподаватели таких центров имеют более высокую квалификацию, чем школьные, они сами участвуют в написании учебников, разработке новых методик. Главный минус университетских программ в том, что их труднее «подогнать под себя». Если в школе программы обучения зачастую стартуют еженедельно, то в вузах даты начала занятий четко фиксированные и обсуждению не подлежат: обычно за лето аудитория успевает смениться 3-6 раз. Другая трудность состоит в том, что вузы обычно предлагают проживание в общежитии, места в котором надо бронировать заранее, минимум за 2-3 месяца.

7. Как выбрать языковую школу?
Вы выбираете школу, обязательно выясните, аккредитована ли она организациями, на которые возложена обязанность следить за соответствием стандартам качества.
В Великобритании к таким относятся Британский Совет и ассоциация English UK, в Ирландии — Министерство образования и науки и объединение MEI~RELSA, на Мальте — Министерство образования и профессиональная ассоциация FELTOM. Правда, иногда и широко известные и достойные школы по тем или иным причинам отказываются от получения аккредитации, в таком случае вполне можно положиться на рекомендацию консультанта из образовательного агентства. Методика обучения, скорее всего, не должна вас волновать: в большинстве зарубежных школ используют модную сейчас коммуникативную методику, ориентированную прежде всего на развитие разговорных навыков. Поэтому занятия проходят намного веселее и интереснее, чем в средней школе, где учится ваш ребенок, и ему они наверняка понравятся.
Существенный фактор при выборе — не только число преподавателей, работающих в школе на постоянной основе, но и их профессиональный уровень. Все они должны иметь сертификаты о профессиональной подготовке (CELTA, DELTA, TEFL).
Еще один показатель, к которому стоит проявить интерес, — это спектр регулярно преподаваемых программ. Чем их больше, тем лучше.
Если школа организует курсы для учителей или подготовку к серьезным экзаменам вроде TOEFL, значит, здесь работают преподаватели с очень высокой квалификацией. Самым лучшим подспорьем при выборе может стать рекомендация тех, кто уже учился в какой-то конкретной школе.

8. Когда нужно обращаться в агентство?
Если вы хотите в «высокий» сезон оформить поездку на Мальту – за 3 недели до отъезда, в Великобританию – за 3 - 4 недели, в другие страны Шенгенского соглашения, Швейцарию, Канаду и США – не менее чем за 4-5 недель. При этом в некоторых посольствах требуют представить оригинал приглашения от школы. В этом случае вы можете дополнительно заплатить за доставку документов курьерской службой, и они придут к вам быстрее, чем по почте, либо прибавьте одну - две недели на ожидание.

9. Что такое General English?
Базовый курс общего английского — самый простой и дешевый вариант. Стандартный вариант — это 20-25 уроков в неделю. Детям 8-12 лет предложат 8-15 занятий в неделю.
General English подходит абсолютно всем вне зависимости от возраста и языковой подготовки. Такая программа позволяет научиться лучше воспринимать речь на слух, «развязать» язык. С уровня Intermediate можно комбинировать занятия общим английским с другими курсами, начинать подготовку к международным экзаменам, если есть намерение отдать ребенка в западный вуз.

10. Чем отличается интенсивный курс английского (Intensive English) от General English?
Это те же занятия общим английским в интенсивном режиме: здесь учатся по 30 - 40 уроков в неделю. Обратите внимание, что на такие курсы зачисляют только тех, кто достиг 16-18 лет, поскольку нагрузка достаточно серьезная. Все остальные языковые программы уже требуют определенного уровня подготовки.

11. Что представляет собой курс делового английского (Business English)?
Деловой английский — может быть полезен для старших школьников, занимающихся в экономических классах и лицеях. На такой программе научат грамотно вести беседу по телефону, составлять типовые деловые письма и т.д. Бизнес вполне можно взять в качестве дополнительной «послеобеденной» опции к общему английскому. Оптимальная пропорция выглядит так: 10-15 уроков общего английского утром + 10 уроков делового во второй половине дня.

12. Что представляет собой курс «Английский для академических целей»?
Английский для академических целей — подходят всем: и тем, кто собирается дальше учиться в вузах, и тем, кто просто хочет получить качественную языковую подготовку. Такие курсы предлагают как простые языковые центры, так и университеты. Именно последние представляют наибольший интерес для потенциальных студентов, ведь это отличная возможность увидеть жизнь вуза изнутри и окончательно определиться с выбором.
Иногда, если между языковой школой/центром и вузом заключено соглашение, результаты итогового теста могут засчитать при поступлении вместо сертификатов IELTS и TOEFL. Принимают на курсы EAP только тех, кто достиг уровня Intermediate. В учебном плане — конспекты, доклады-рефераты, проектные работы, в общем то, что может действительно пригодиться в учебе.
English for Academic Purposes редко встречается в «чистом виде»: обычно это «добавка» к общему английскому в размере 10-15 часов в неделю.

13. Что включает в себя программа English Plus?
Программы «английский плюс». В качестве «плюса» может выступать, например, какая-то достаточно серьезная дисциплина вроде литературы, истории, культурологии и т. д., и тогда занятия приобретут налет серьезности. Есть и другая возможность — соединить воедино язык и хобби: дайвинг, гольф, футбол и т. д. Чем более экзотичным будет «плюс», тем дороже в конечном итоге окажется программа. На такие курсы обычно записывают тех, кто достиг уровня Pre-Intermediate.

14. Что такое Home Tuition?
Обучение в доме преподавателя — самый дорогой, но вместе с тем и самый эффективный способ выучить язык. Такие уроки могут давать как преподаватели-частники, так и учителя, работающие непосредственно в языковых школах. Преимущества любых индивидуальных занятий с профессиональным преподавателем очевидны. Все время и внимание учителя сосредоточены на одном ученике, не надо никуда ехать, идти, подстраиваться под одногруппников и т. д. «Домашний» студент становится на время членом семьи преподавателя и его среды общения, а это безусловно уникальный культурный и страноведческий опыт.
В Великобритании, например, создано несколько ассоциаций и образовательных служб, предлагающих домашние курсы.

15. Можно ли поехать учить язык всей семьей?
«Семейные программы» — в последнее время становятся все более популярными. Если ребенок достиг 8-10-летнего возраста, то он может учиться в подростковой группе, в то время как родители будут заниматься во взрослой. Подобные программы пока еще довольно редки, предлагают их, например, в британских Anglo Continental и Harrow House International College, в ирландской Munster School of English и в мальтийской Link School of English. Эти программы идеально подходят тем, кто собирается отправить ребенка за границу на длительное обучение. Так вы сможете посетить несколько университетов или колледжей и найти учебное заведение, которое устроит и вас, и вашего отпрыска. Словом, выбор есть, и он остается за вами!

16. Какой тип проживания выбрать?
Отправляя сына или дочь учить язык за границу, вам придется выбирать, не только в какой школе и по какой программе он будет учиться, но и где он будет жить. В зарубежных языковых школах есть несколько стандартных вариантов размещения детей-иностранцев. Мы расскажем о характерных особенностях каждого из них, а вы «примерьте» их на своего ребенка.
Вариант 1.
Принимающая семья (host family) -
Это наиболее популярный тип проживания для детей и подростков. Он имеет два основных преимущества.
Во-первых, ребенок оказывается в неформальной обстановке, в кругу семьи, где обычно есть и свои дети, в условиях, когда о нем привычно заботятся взрослые и когда быт в существенных вопросах не сильно отличается от того, к чему он привык дома.
Во-вторых, при неизбежном повседневном общении он получает уникальную возможность не просто практиковаться в языке, но и познать культуру и быт другой страны изнутри, а значит, расширить свой кругозор.
Условия. Дом, в котором живет учащийся, может находиться как в 5 минутах ходьбы от учебного заведения, так и в 15-45 минутах езды на общественном транспорте. Обычно одна семья принимает 3-4 человек из разных стран (чтобы они общались друг с другом по-английски). Стандарт – комната на двоих. По запросу и за повышенную плату можно жить одному, но ребенок младшего возраста, возможно, будет себя чувствовать в этом случае одиноко.
Все host family тщательно отбираются и контролируются службами по размещению. Конечно, в отдельных случаях может возникнуть некая психологическая несовместимость, проблемная ситуация. Ничего страшного в этом нет, и, в крайнем случае, ребенку подбирается другая семья. Но, как показывает практика, до этого доходит очень редко. При групповой поездке необходимо сообщить об этом своему руководителю группы. Он посещает семью, выясняет причину жалоб, и либо вопрос решается на месте, либо студенту в течение 24 часов меняют семью. 90% всех проблемных случаев – это вопрос питания.
Если поездка индивидуальная, студент должен обратиться в службу размещения, которая есть в каждом учебном заведении. При выборе варианта проживания в host family можно оговорить какие-то особые условия – например, исключить наличие домашних животных, если у ребенка аллергия, или подобрать семью вегетарианцев, если ребенок привык питаться именно так. Можно попросить разместить учащегося как единственного русского в семье или, наоборот, вместе с русскоговорящим. В 95% случаев все пожелания выполняются.
Питание. Как правило, проживание в семье предполагает полу- или полный пансион, то есть завтрак и ужин в семье, а обед дают с собой в школу «сухим пайком».
Стоимость. При стандартных условиях это наиболее экономичный вариант проживания. Для «взрослого» ребенка – старшеклассника, студента – или для себя обеспеченные родители могут выбрать семейное проживание класса executive. Условия проживания в этом случае отличаются повышенной комфортностью (отдельный санузел, кондиционер, компьютер и т.д.).
Разновидностью проживания в семье является программа Home Tuition, предполагающая жизнь ребенка в семье самого преподавателя и уроки «на дому» по индивидуальной программе обучения. Этот вид проживания и обучения стоит выбирать только для тех детей, которым не так важны общение со сверстниками и развлечения и которые готовы пожертвовать ими ради эффективной учебы.

Вариант 2.
Школьное общежитие (residence)
- Этот демократичный вариант подойдет ребятам в возрасте от 14 лет, если они достаточно самостоятельны и могут разумно организовать свой быт.
Условия. Общежития обычно расположены либо на территории учебного заведения (в кампусе), либо неподалеку от него. Пусть вас не вводит в заблуждение английское слово residence, которое очень хочется перевести как «резиденция» (и это очень часто ошибочно делается), что наводит на мысли о некоей роскоши. В действительности общежития бывают устроены очень просто: комнаты с умывальником, обычно рассчитанные на двух-четырех человек (бывают и общежития, в основном недавней постройки, с комнатами на одного), и с удобствами в коридоре. Иногда это может быть номер с туалетом и умывальником, реже с душем и ванной. В студенческих общежитиях, как правило, имеются общие холлы, комнаты для отдыха с телевизором, прачечная. Обстановка в общежитии обычно непринужденная и веселая. Учащиеся могут распоряжаться свободным временем по своему усмотрению.
Разновидность размещения в общежитии – residence частной школы-пансиона (boarding school). Это распространенный вид размещения в летнее время, когда средние школы-пансионы распускают на каникулы своих питомцев, а вместо них набирают иностранных детей на языковые курсы. Чаще такое размещение предлагают детям 10-14 лет, которые приезжают группами. Общежитие этого типа находится на закрытой территории, принадлежащей школе, где есть хорошие условия для занятий спортом и развлечений. В комнатах, как правило, проживают 4-8 человек. Удобства могут располагаться на этаже. Большое преимущество размещения в школе-пансионе заключается в том, что ребенок круглосуточно находится под присмотром профессиональных педагогов.
Питание. В студенческом общежитии и в школе-пансионе обычно есть столовая или кафетерий, где предлагается разнообразное меню на выбор, включая закуски, горячее, выпечку. Возможен полу- и полный пансион.
Стоимость. Ценовой диапазон — средний.

Вариант 3.
Квартира (apartment
) - Аренда квартиры – вариант, любимый молодежью от 16 лет, которые ценят, с одной стороны, домашнюю обстановку, а с другой — свободу и приехали на срок не менее одного - двух месяцев.
Условия. Предполагается проживание в здании, где все квартиры сдаются внаем. Размер «апартаментов» может варьироваться от однокомнатной квартирки на одного-двух человек до многокомнатной на несколько учащихся. На две-три комнаты приходится один санузел и кухня. Коммунальные услуги  оплачиваются на месте по факту.
Питание. Этот вид проживания предполагает достаточно самостоятельную студенческую жизнь, и ребята сами готовят себе еду на своей кухне. Конечно, если есть деньги, можно сходить и в ресторан.
Стоимость. Как правило, снять квартиру обходится дороже, чем оплатить проживание в общежитии.

Вариант 4.
Гостиница (hotel)
- Этот вид размещения предпочитают, как правило, взрослые, для которых важны независимость и самостоятельность. Проживание с максимальным комфортом и хорошим уровнем сервиса в зависимости от финансовых возможностей. Однако при таком размещении условия для языковой практики и общения приходится создавать самому. Как правило, гостиницы подбираются поблизости от места учебы. Особенно велик выбор гостиничного проживания разной «звездности» и цены.
Питание. В гостинице можно выбрать проживание без питания; завтраки; полу- или полный пансион на базе ресторана отеля.
Стоимость. В зависимости от места (в крупных городах дороже, чем в небольших или сельской местности) и от уровня гостиницы можно выбрать вариант в большом диапазоне цен. По сравнению с предыдущими вариантами проживания этот – самый дорогой.

17. Как подготовить ребенка к поездке?
Вы решили, что вашему сыну или дочери будет полезно совместить летний отдых с языковой практикой за рубежом. Будем считать установленным, что и ребенок хочет того же. Но если в вашей семье это первый опыт учебы за рубежом, ребенка стоит к нему подготовить. В первую очередь, психологически. Эта проблема не надуманная.
Как российские специалисты, так и зарубежные организации, имеющие большой опыт устройства студенческих и школьных обменов, считают, что поездка за рубеж, особенно в первый раз, даже и для взрослого, а тем более для ребенка, сопровождается «культурным шоком». Этот термин вошел в обиход сравнительно недавно, когда заграничные путешествия стали приобретать массовый характер. Говоря простым языком, речь идет о том, что зарубежная действительность оказывается далекой от представлений человека, и он чувствует себя потерянным и одиноким. Такое чувство психологического дискомфорта может вызвать непривычная обстановка и еда, не такая, как дома, спальня, «чужой» режим дня и, конечно, проблемы с языком. Дети, которых в школе сильно хвалят учителя за их замечательный English, вдруг делают открытие, что не понимают ни слова из того, что объявляют в аэропорту и что им говорят попутчики-англичане. Задача родителей заранее объяснить ребенку, что все это нормально, естественно и очень скоро пройдет. Иначе не ездили бы за рубеж в дни школьных каникул сотни тысяч детей разных возрастов! Просто надо настроить себя с юмором относиться к временному дискомфорту как к неизбежному злу, абсолютно не главному в этой поездке. Ведь очень скоро положительные эмоции с лихвой перекроют мимолетные неприятные ощущения.
Есть два организационных варианта образовательной поездки ребенка за рубеж: его можно отправить одного или в группе. И тот и другой способ имеет как недостатки, так и преимущества. Если речь идет о первом выезде за границу и ваш сын или дочь чувствуют себя не очень уверенно, может быть, стоит предпочесть группу. Ее сопровождает преподаватель, говорящий по-английски, и все проблемы можно решать через него. К тому же дети в коллективе будут чувствовать поддержку друг друга. Недостаток такого варианта очевиден: ребята все время будут поддаваться соблазну говорить по-русски, и полного погружения в языковую среду не получится. Однако может быть, для первого раза это не так уж и страшно: дети все равно «разговорятся», но при этом чувствовать себя будут комфортно. Многие «бывалые» родители, имеющие опыт отправки детей за рубеж, считают, тем не менее, что достаточно самостоятельный и независимый ребенок любого возраста – даже и 7-8 лет – способен прекрасно адаптироваться в чужих условиях и при индивидуальном варианте поездки. Опять же важно его правильно сориентировать. Малыш должен знать, к кому обратиться с любым своим вопросом, с любой проблемой.
Например, при выборе авиакомпании для перелета в выбранную страну нужно учитывать, предоставляет ли она такую услугу, как служба сопровождения детей. В положительном случае специальные сотрудники компании примут у вас ребенка из рук в руки и сдадут его точно так же принимающей стороне. Объясните ребенку, что он едет не в джунгли, и из любой ситуации найдется выход. Снабдите его всеми нужными телефонами в двух-трех экземплярах, и пусть он при вас прорепетирует, куда и как будет звонить в том или ином случае и что скажет. Если ребенок поселится в принимающей семье, о нем будет заботиться тамошняя «мама», в летнем лагере за детьми обеспечен круглосуточный присмотр. Со своей стороны, и ребенок должен понимать, что у него есть обязанности. Самое главное, на что вы должны настроить свое чадо, это то, что в чужом доме не устанавливают свои порядки, а соблюдают те, которые там заведены. Объясните сыну или дочери, что кормить их будут совсем не теми блюдами, которые они любят и к которым привыкли дома. Если еда не нравится, нужно потерпеть и не капризничать – ведь не есть же они едут за границу, в конце концов.
Ребенок должен понимать, что к нему будут доброжелательны, ему во всем постараются помочь, но и от него ждут ответной доброжелательности и уж во всяком случае соблюдения приличий. Ребята возвращаются из таких поездок в восторге. Мы уверены, что и ваш ребенок не станет исключением.

18. Как вести себя в языковой школе?
Делу время, а потехе…тоже время. Пожалуй, это наиболее взвешенный подход к детским «языковым» каникулам. Но от оплаченного учебного курса ребенок все-таки должен взять максимум возможного. Родителям стоит побеседовать с ребенком о том, что делать и чего не делать в языковой школе, «чтобы не было мучительно больно» за бесцельно потраченное время. Одна мама очень хотела на летние каникулы отправить сына в Великобританию, чтобы он «подтянул» английский, а мальчик вовсе не горел таким желанием. Чтобы уговорить ребенка, мама расписывала прелести поездки – экскурсии, дискотеки, верховая езда… В результате ребенок уверился, что его отправляют отдыхать и был оскорблен в лучших чувствах, когда оказалось, что три-четыре часа в день нужно сидеть в классе. Мальчик испытал настоящий стресс и даже пытался бунтовать в школе. Эту ситуацию еле-еле удалось уладить. А произошло все потому, что ребенок психологически не был готов учиться летом. Поэтому родители обязательно должны создать у него мотивацию занятий языком во время его законных каникул и объяснить, как правильно вести себя в зарубежной школе, чтобы получить максимум удовольствия не только от отдыха, но и от учебы.
Самое главное, ребенок должен знать: занятия для детей в зарубежных языковых школах проводятся совсем не так, как опостылевшие уроки в родной школе. Там ничего не приходится зубрить, используется много игровых элементов, а для ребят постарше – такие формы, как дискуссии на интересные для молодежи темы, постановка спектаклей, знакомство с творчеством популярных музыкальных коллективов и многое другое. Кроме того, есть осязаемый стимул: узнал что-то на уроке – тут же использовал это в общении с одноклассниками и местными жителями. Но, тем не менее, за ребенка никто учиться не будет, результат, прежде всего, зависит от него самого.
В языковых школах Великобритании, Ирландии, Мальты часто можно увидеть объявление: «Пожалуйста, говори на переменах по-английски!» Эту заповедь нужно обязательно выполнять. Объясняясь с одноклассниками других национальностей, взять себе за правило использовать только English, даже если он «не очень». Ребенок должен понимать: совершенства от него никто не ждет, и за ошибки никто не осудит. Преподаватели будут делать все возможное, чтобы занятия принесли пользу и время, проведенное в школе, запомнилось как праздник. Но для этого нужны и некоторые усилия со стороны ребенка.
На что надо обратить его внимание? Никогда не следует опаздывать на занятия – на Западе это считается проявлением неуважения к преподавателю и одноклассникам. Некоторые дети воспринимают приветливость и либерализм преподавателей за приглашение к вседозволенности, но это совсем не так. Предупредите ребенка: если учитель его не ругает, не кричит на него и не грозит отвести к директору, это не повод прогуливать, мешать другим в классе, не выполнять домашние задания (хотя, как правило, проверять их никто не будет). Раз уж ребенок приехал учиться, пусть воспользуется всеми возможностями, которые есть для этого в школе: компьютерным классом, Интернетом, библиотекой, лингафонным кабинетом. Не надо стесняться расспросить сотрудников школы об услугах, которые она предоставляет. Если ребенок чувствует, что группа, в которую он попал, ниже его по уровню, пусть обратится в дирекцию, причем, чем скорее, тем лучше – чтобы не терять время на изучение того, что он уже знает.
В языковых школах не разрешается курить, приносить в класс еду. Мобильные телефоны на уроках нужно выключать. И помнить о вежливости! Лишний раз сказанное «спасибо» еще никому не повредило. Обращаясь к любому человеку, тем более взрослому, ребенку стоит к каждой фразе добавлять слово please.
В любом языковом центре или в летнем лагере организуется множество разных мероприятий – от вечеринок и дискотек до пикников и барбекю. Нужно проявлять активность, участвовать в каждом из них – так не только активизируется язык, но и приобретаются новые друзья. И в результате языковые каникулы не просто принесут пользу – они останутся одним из самых ярких впечатлений в жизни вашего ребенка.

19. Что взять с собой?
Отправляя сына или дочь в поездку за рубеж, каждый нормальный родитель волнуется. Поводов для беспокойства у вас будет поменьше, если вы убедитесь, что собрали ребенка в дорогу грамотно, дали ему с собой все необходимое. При этом детский багаж должен быть по возможности компактным, чтобы маленький путешественник не напоминал ту самую даму, которая, отправляясь в путь, тащила с собой «диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку…»
Итак, пакуем детский рюкзачок. Все документы (кроме копии загранпаспорта) должны находиться либо в кармане, либо в ручной клади. Ни в коем случае не сдавайте их в багаж! Вопрос о том, сколько денег на карманные расходы давать ребенку с собой, каждый родитель решает сам, исходя из своих финансовых возможностей и педагогических убеждений. Опытные организаторы детских летних языковых программ считают, что сумму карманных денег разумно определять в пределах 100 долларов на неделю. Обменять валюту лучше всего дома, в России, и дать ее ребенку в дензнаках той страны, куда он едет. Пусть вы немного проиграете на обменном курсе, зато избавите сына или дочь от возможного стресса, связанного с этой финансовой операцией. Во многих языковых школах администрация охотно принимает на хранение наличные средства учеников и держит их в специальном сейфе, выдавая детям небольшими порциями. Объясните ребенку, что это делается для его удобства.
Еще один способ подстраховки от утери денег – завести на имя ребенка пластиковую карточку, привязанную к вашему счету. Тогда вы сами сможете пополнять ее по мере необходимости. Укладывая в чемодан одежду и обувь, учитывайте климатические особенности региона, в котором будет учиться ребенок. Но все эти вещи должны быть удобными и практичными. В Европе принят демократический стиль одежды, так что особенно «выпендриваться» не стоит. Джинсы или легкие полотняные брюки, кроссовки, несколько хлопчатобумажных маек, джемпер и ветровка на случай плохой погоды – в принципе этого достаточно. Не забудьте про одежду и обувь для занятий спортом, посещения пляжа, пикников и прогулок на свежем воздухе. Обязательно добавьте к вещам на «каждый день» головной убор – легкую шляпку, бейсболку, кепку. Если каникулы планируются в курортной местности, желательно также наличие темных очков и защитного крема. На всякий случай рекомендуем положить и складной зонтик, особенно, если вы отправляете свое чадо в Великобританию – капризы тамошней погоды вошли в поговорку. Категорически не рекомендуется давать с собой детям новую, только что купленную обувь, которая имеет неприятное свойство натирать ноги. Лучше отдать предпочтение слегка разношенным ботинкам или туфлям. Зато «родные» домашние тапочки придутся кстати – кроме чисто бытового удобства, они помогут вашему ребенку почувствовать себя в чужой обстановке «как дома». Желательно также добавить к багажу хотя бы один наряд «на выход» – красивое платье для дочки, белую сорочку с галстуком для сына – чтобы было в чем отправиться в театр или на дискотеку. Украшения из драгоценных металлов лучше оставить дома – в поездке их вполне может заменить недорогая и модная бижутерия. Не стоит забивать пространство чемодана полотенцами – и в детских лагерях, и в принимающих семьях ими временных постояльцев обеспечивают. А вот мыло, зубную пасту и щетку, шампунь, расческу и бумажные носовые платки положите обязательно. Не забудьте и о достаточном количестве нижнего белья. Разумеется, если поездка планируется длительная, нелепо давать с собой запас чистых носков на месяц. Вместо этого объясните ребенку, что он должен будет позаботиться об их стирке.
Вам, конечно, будет интересно своими глазами посмотреть, как проходили каникулы вашего сына или дочери. Значит, ему (ей) понадобится фотоаппарат. К нему приобретите несколько чистых кассет и комплект запасных батареек.
Для занятий языком приготовьте одну - две тетради или блокнота, две-три ручки и простой карандаш. Хорошо положить и небольшой карманный словарик. Учебники и другие пособия давать не надо – этими материалами учеников обеспечивает школа.
Если вы даете ребенку с собой мобильный телефон, выясните у своего оператора связи условия предоставления услуг по роумингу и объясните сыну или дочери, как «ловить» нужную сеть. Для длительной (больше месяца) поездки разумно подключить телефон у местного оператора (об условиях можно узнать через Интернет). Например, в Англии владелец так называемой go-card за 15 фунтов в месяц получает бесплатные входящие звонки и возможность отправлять SMS-сообщения абонентам любого оператора мобильной связи в России.
В отдельный пакет упакуйте индивидуальную мини-аптечку. В нее должны входить средства от простуды, антибактериальный пластырь, антигистаминные (противоаллергенные) препараты, таблетки от «морской болезни». Если ребенок постоянно принимает какие-либо лекарства, позаботьтесь о том, чтобы их запас оказался достаточным на все время пребывания за рубежом. Если ваш сын или дочь будет жить в принимающей семье, заранее приобретите несколько простеньких сувениров для его будущих временных «папы», «мамы» и «братьев-сестер» (о точном составе принимающей семьи следует узнать заранее). Это могут быть маленькие куклы в национальных русских костюмах, пресловутые матрешки или деревянные ложки, наборы цветных открыток с видами Москвы, Санкт-Петербурга или других российских городов. Эти милые «пустячки» помогут в установлении теплых отношений с новыми «родственниками» с первого дня жизни ребенка в чужой семье.
И, наконец, последнее. Не старайтесь втиснуть в чемодан как можно больше носильных и других вещей – помните, что перед возвращением домой укладывать его ребенку придется самостоятельно. Не заставляйте его понапрасну ломать голову над тем, как впихнуть в ставший таким маленьким чемодан ровно половину не желающих помещаться в нем предметов. Помните также, что любящее чадо наверняка захочет привезти маме с папой какие-нибудь сувениры – для них в багаже тоже должно найтись место.

20. Какие вопросы обычно задают на собеседовании в посольстве?
Вопросы, которые обычно задают на собеседовании в посольстве: В какую школу вы едете и почему выбрали именно ее? Кто оплачивает ваше обучение? Где вы будете жить? Зачем вам нужен иностранный язык? Почему не учите его в России? Вы работаете? Каковы ваши должностные обязанности? Необходим ли вам английский в работе? Как повлияет поездка на вашу карьеру? Кто из вашей семьи остается в Москве?

И НАКОНЕЦ…
Помните, что предстоящая поездка - это хороший урок самостоятельной жизни. Постарайтесь ко всему относиться положительно и будьте ответственны в любой ситуации. И тогда у Вас будет удачная поездка и много великолепных воспоминаний.